Блоги > Людмила Хурнова > Это сладкое слово – качество…
Людмила Хурнова
Людмила Хурнова

Это сладкое слово – качество…

XXI век – век роботизации и высоких IT-технологий. И, конечно, век качества. Интересно проследить, как менялось понятие качества на протяжении последних ста лет: от контроля качества выборочной продукции к ее сертификации, а потом к сертификации технологических процессов и так до сертификации специальных систем менеджмента, внедрение которых гарантирует управление аспектами качества самых разных структурных компонентов предприятия, включая продукцию.

Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 так определяет качество – «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям».

С чего начинается качество? Во времена существования СССР – с производителя. Чем крупнее было предприятие, тем больше выпускалось продукции, при этом номенклатура продукции могла не меняться годами. Потребитель волен был выбирать из того, что ему предлагалось. А выбор был невелик.

Сегодня все иначе. Качество определяет потребитель, он же задает требования к качеству. А предприятие должно предвосхищать ожидания потребителя, скрупулезно изучая его предпочтения и создавая продукцию с заданными показателями качества. Сложно? Безусловно! Но только так создается здоровая конкурентная среда, только так можно создать реальные условия для совершенствования качества.

Что же происходит с качеством в сфере высшего образования? А здесь по-прежнему главным потребителем и законодателем требований к качеству остается государство.

Предпочтения государства к образовательной сфере четко формализованы, и их выполнение каждый вуз обязан демонстрировать с заданной периодичностью, проходя процедуру государственной аккредитации, декларируя результаты мониторинга по критериям эффективности.

А где же другой очень важный для экономики потребитель − абитуриент? Ведь именно от него в конечном счете зависит благополучие региона и страны. Разве его пожелания не нужно изучать и учитывать? Я думаю, что необходимо.

Анкетирование учащихся старших классов школ города и области показало, что больше всего абитуриентов привлекает возможность учиться бесплатно. А вот важность научной работы в вузе будущие студенты оценили очень скромно.

Как вузам пойти навстречу пожеланиям абитуриента? Количество бюджетных мест определяет государство и каждый год строго регламентирует. При этом количество предлагаемых вузом платных мест значительно превышает количество бюджетных. Значит, следует увеличивать собственные финансовые ресурсы, в первую очередь, самостоятельно зарабатывая в сфере дополнительных услуг, и формировать специальный фонд для поддержки учебной и научно-практической деятельности студентов. Или попытаться создать эндаумент − фонд (от английского – пожертвование) за счет средств бывших выпускников, как это делают вузы за рубежом.

Понимая, насколько жесткими являются требования государства к качеству образовательных услуг, становится обидно, что для большинства абитуриентов главным мерилом качества образования по-прежнему остается предоставление бюджетных мест. При этом не оцениваются такие важные слагаемые качества, как профессиональный уровень преподавателей, их отношение к студенту, предоставление вузом реальных мест трудоустройства, материальная база и база практик. Абитуриент должен стать равнозначным государству потребителем образовательных услуг, только тогда он сможет реально участвовать в управлении качеством!

Все заметки автора

Регистрация

Уже есть логин на сайте SD? Войти

Если вы хотите зарегистрироваться на сайте журнала SD и писать заметки в раздел Блоги, Вам необходимо отправить заявку на почту sd58@inbox.ru, указав свое имя и фамилию. Или заполните форму обратной связи.

Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с
соглашением о согласии на обработку персональных данных

Регистрируясь, вы соглашаетесь с
условиями пользовательского соглашения.

Войти в личный кабинет

Если у вас еще нет аккаунта, обратитесь в редакцию журнала по почте sd58@inbox.ru