Блоги > Мария кузнецова > Дон Кихот нашего времени
Мария Кузнецова
Мария Кузнецова

Дон Кихот нашего времени

«В некоем селе Ламанчском, которого названия у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке…»

В 2015 году исполняется четыреста лет с момента издания в 1615 году второй части романа о Дон Кихоте. Перевод на русский язык, который сейчас доступен всем и каждому, был издан у нас в 1838 году, и с тех пор мы имеем возможность оценить этот шедевр Сервантеса. И в Испании, и в России в 2015 году прошла серия мероприятий, посвященных обсуждению главных персонажей романа. Мне удалось побывать на двух из них, и это подтолкнуло меня к размышлениям на тему «абсурдного» героизма наших дней.

Без сомнения, персонажей, подобных Дон Кихоту, можно встретить и среди нас. Особенно в России. Каждому с детства прививается мысль о необходимости геройства, даже в ущерб себе. Что делает Дон Кихот? Богатому воображению героя мир вокруг представляется в фантастическом виде: он во всем видит несуществующую угрозу и несправедливость и спешит на борьбу с ними. Он борется с ветряными мельницами, потому что они напоминают ему гигантских злодеев, пытается сразиться со львом, не вышедшим из клетки, и старается исправить любую мелкую несправедливость на земле.

Что видим мы сейчас? Могу выделить два типа «Дон Кихотов». Первый − безобидный романтик, идеализирующий все вокруг и ведущий борьбу за свою идею, не нарушая при этом границы дозволенного и не пытающийся отобрать у одних и передать другим. Единственное, что его по-настоящему волнует, − это дама сердца Дульсинея (читай: романтический идеал, будь то женщина, идея или утопия). Примеры подобных реальных образов можно найти среди литераторов, поэтов, историков, художников и вообще представителей всех творческих профессий. Тем не менее существует и второй тип донкихотства − воинствующий. Этот тип подсознательно понимает фактическую бесполезность своих действий, однако упорно продолжает трудиться на благо своей идеи. Подобные персонажи очень комфортно размножаются и прекрасно чувствуют себя в политической и экономической сферах.

Исследователи считают, что истоки подобного русского донкихотства как общественного явления следует искать в специфических особенностях русской духовной жизни: сказке об Иванушке-дурачке, юродстве и странничестве как важной особенности русской «святости». Все так и есть, хотя Сервантес описывал Испанию шестнадцатого века, а мы имеем это в двадцать первом... и в России.

Однако давайте посмотрим на историю с другой стороны. Как говорят, действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей Вселенной, и с этим трудно не согласиться. Может быть, как раз в нынешних рыцарях и заключается соль всех положительных изменений мира? Может быть, нам как раз необходимы современные Дон Кихоты, и без них мы не сможем двигаться вперед? Представьте на секунду, что мир наполнен только героями-романтиками. С одной стороны, не будет объекта для борьбы. Но с другой, мы сможем приблизиться к идеальному мироустройству. Конечно, это невозможно. И очередное прочтение «Дон Кихота» еще раз убедило меня, насколько мы, русские и испанцы, географически далекие, близки ментально и духовно. Читайте, путешествуйте, думайте и размышляйте.

Все заметки автора

Регистрация

Уже есть логин на сайте SD? Войти

Если вы хотите зарегистрироваться на сайте журнала SD и писать заметки в раздел Блоги, Вам необходимо отправить заявку на почту sd58@inbox.ru, указав свое имя и фамилию. Или заполните форму обратной связи.

Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с
соглашением о согласии на обработку персональных данных

Регистрируясь, вы соглашаетесь с
условиями пользовательского соглашения.

Войти в личный кабинет

Если у вас еще нет аккаунта, обратитесь в редакцию журнала по почте sd58@inbox.ru