Блоги > Владимир Навроцкий > Дело 57-й
Владимир Навроцкий
Владимир Навроцкий

Дело 57-й

Для тех кто не видел, краткое введение в курс: за пару дней до первого сентября в одной из московских школ случился прорыв инферно. Началось с фейсбука, пошло дальше, обросло множеством подробностей разной степени отвратительности; закончилось, кажется, кадровыми решениями, дальше я не следил. Разбирать всю историю здесь нет ни места, ни смысла, мне здесь интересна основная ветвь сюжета. Она такова: один из преподавателей школы на протяжении лет, что ли, пятнадцати вступал в близкие и романтические отношения со своими ученицами-старшеклассницами (что важно, достигшими 16 лет, то есть все легально). И еще важная деталь: как минимум некоторые слухи об этом доходили до администрации школы, но ничего не происходило.

Вообще, уже не менее тысячи человек подробно расписали, что они на эту тему думают, и это объяснимо: ведь школа сама по себе не простая, а 57-я, то есть элитарнее (в хорошем смысле) уже некуда, и людей, умеющих связывать слова получше меня, оттуда выпустилось целое множество, несметное множество. Я же хотел рассказать вот о чем: меня не лучшим образом поразила во всех этих обсуждениях, которых я прочел примерно мегабайт десять, одна вещь: даже из тех, кто считает описанную ситуацию дикой и недопустимой, примерно треть не понимает, в чем именно. А ведь есть еще и те, кто уверен, что любовь между учителем и ученицей – это мило и трогательно, и почему бы нет, в конце-то концов, не будем ханжами, мы же все смотрели «Доживем до понедельника» и «Вам и не снилось», например.

Но почему я считаю, что происходившее в 57-й школе недопустимо? По-моему, главная проблема не в любви, не в сексе, не в разнице в возрасте и не в новой волне. Коллизия здесь (давайте и в самом деле не будем ханжами) вот в чем: в любых человеческих контактах и процессах, где важно интенсивное межличностное общение, всякая романтика должна быть исключена. Это необходимо как для защиты собственно романтики (но нам в данном случае это не очень важно, ведь люди обычно знают, на что идут, и готовы к травмам), так и для того, чтобы не потерять содержательную часть взаимодействия (а вот она утрачивается очень легко). Иными словами, близкие личные отношения, происходящие в рамках какого-то социального института, разрушают в первую очередь сам этот институт. Налаженный процесс передачи знаний превращается в клубок явных и неявных взаимодействий, в котором приходится как-то ориентироваться не только непосредственным участникам, но и окружающим. Это все, конечно, может быть увлекательно и волнующе, но в основном люди пришли в школу (в больницу, на завод) совсем не за этим, и не у всех есть время и силы следить за изменениями клубка. Именно поэтому, а вовсе не в рамках борьбы за нравственность администрация школы и должна была привести ситуацию к простому виду. Не привела.

Суммируя, подвожу итог: во всей этой истории больше всего пугает именно общераспространенное непонимание того, как должны быть устроены некоторые процессы и как важно оберегать формальности и порядки (иногда называемые также корпоративной этикой). Так ведь мы можем пропустить момент, когда все у нас превратится в пустой ритуал, когда перестанут работать все социальные механизмы. А я, например, люблю механизмы. Это завораживает: смотреть, как работают часы, аэропорт, школа. Не надо это все портить и разрушать вашей неуместной любовью. Спасибо.

Все заметки автора

Регистрация

Уже есть логин на сайте SD? Войти

Если вы хотите зарегистрироваться на сайте журнала SD и писать заметки в раздел Блоги, Вам необходимо отправить заявку на почту sd58@inbox.ru, указав свое имя и фамилию. Или заполните форму обратной связи.

Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с
соглашением о согласии на обработку персональных данных

Регистрируясь, вы соглашаетесь с
условиями пользовательского соглашения.

Войти в личный кабинет

Если у вас еще нет аккаунта, обратитесь в редакцию журнала по почте sd58@inbox.ru